Меню сайта
Календарь
|
моя педагогическая философияМоя педагогическая философия. Разве может учитель не любить детей? Когда-то я прочитала слова Л.Толстого, которые запомнились мне, тогда еще начинающему учителю: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Тогда я подумала: совершенства на свете не существует, но ведь стремиться к нему нужно! Я стараюсь найти в каждом своем ученике ту единственную искру индивидуальности, которая отличает его от других детей, и разжигать ее всеми силами, стараюсь также отдать каждому ребенку капельку своей души. Моя задача – поддержать ученика, развить то, что уже заложено, и научить чему-то новому, сделать ребенка еще лучше, опираясь на свой педагогический и личный жизненный опыт. Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Как же это верно! Вместе! Вот на этой мудрости и основывается моя педагогическая философия! Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить. Я вхожу в класс и вижу глаза своих учеников. В одних - настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то – пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» или растворится в толпе «серой мышкой»? А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как этого достичь? Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал К.Д. Ушинский, « только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. « Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В. А. Сухомлинского мне особенно близки. Для того чтобы «пробудить» ученика, раскрыть его личность, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, сформировать его компетентности есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через необычные формы уроков, через внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. Для осуществления поставленных целей в своей педагогической практике я широко использую информационно-коммуникационные технологии. Очень важно уметь понять ребёнка, оценить его состояние, быть с ним искренним. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью. Когда я вижу, как мои ребятишки, не хотят уходить домой и делятся со мной своими «страшными» тайнами, я начинаю верить, что всё получится, и я смогу научить ребёнка быть добрым и справедливым, уметь дружить, уметь выбирать в жизни важное и нужное, не поддаваться воле обстоятельств, воле злых и хитрых людей. Что бы я хотела видеть в своих учениках? Свободного мышления, толерантности, умения конструктивно решать проблемы, способности к самовыражению и еще много других очень важных качеств. Главное — чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Если это у моих ребятишек получается – я счастлива. Сегодня, я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Я благодарна ей за те минуты, когда удалось пробудить лучшие чувства в детях, за те мгновения, когда победа ребенка стала моей победой, его радость - моей радостью, и за любовь детей, которая вернулась ко мне в их благодарных глазах.
Что значит школа для меня? Я всем отвечу однозначно: «Жизнь школьная – моя судьба… Моя судьба… и не иначе». Мне нравится работать в школе. Работать с детьми - это огромное счастье. Именно дети умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Общение с детьми доставляет мне удовольствие и радость. Я чувствую, что я нужна им, а они нужны мне. Общение с детьми, как бальзам для души, как напиток бодрости и вечной молодости… Оказывается, для меня быть учителем – важно, дорого, без этого я обойтись не могу. Быть учителем для меня - значит быть счастливой. Я уверена, надежды своих родителей я оправдала: я счастлива сама и стараюсь нести счастье окружающим дорогим для меня людям, моим ученикам.
Мои основные педагогические принципы v«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», - говорил Плутарх. Его слова актуальны и сегодня. Это требует перехода от информационного («наполняющего») обучения к обучению РАЗВИВАЮЩЕМУ. Отсюда следует, что задача учителя состоит не в том, чтобы «передавать» знания учащимся в готовом виде, а в том, чтобы формировать творчески мыслящую личность, руководить их мыслительной деятельностью. v Знания, не добытые собственной активностью, не прочны и сомнительны. Из этого следует, что основу обучения составляет не рассказ учителя, а самостоятельная, активная познавательная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся. v Ученику разрешено делать в школе все, что он хочет, но хотеть он должен то, что внушили ему учителя. Поэтому главная задача не в том, чтобы объяснять правила поведения, не рассказывать «что такое хорошо и что такое плохо», не разрешать – запрещать те или иные действия, а формировать такое МЫШЛЕНИЕ, такие ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о добре и зле, о природе, обществе, людях, такие ПРИВЫЧКИ поведения, исходя из которых его желания не только не противоречили бы требованиям школы, но, наоборот, способствовали их развитию. v Любой ученик имеет право мыслить самостоятельно. Это значит, что учебный материал должен излагаться не в форме истин в последней инстанции, не подлежащих критической оценке, а представлять собой пищу для размышления, для самостоятельного осмысления. v «Дайте человеку рыбу, и он будет сыт целый день, но если вы научите его ловить рыбу, он будет сыт всю жизнь», - гласит Святое Евангелие. Из этого следует, что изложение учебного материала должно быть не рецептурным, дающим готовые рекомендации, ориентирующим на пассивное запоминание или заучивание, а развивающим, побуждающим к самостоятельному активному овладению знаниями. |
Архив записей
Наш опрос
Друзья сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||